Ноябрь, 2015

Есть, есть куда!

В конце октября на АО «Теплант» состоялась стратегическая сессия по планированию бюджета на 2016 год. Все подразделения предприятия представили акционерам результаты работы и свое видение будущего года. О том, когда будет пройдено дно кризиса, какие задачи предстоит решать Тепланту в високосном году, и как акционеры оценивают результаты работы предприятия в этом году, TeploNews побеcедовал с Александром Тяпиным, директором по инвестициям фонда Baring Vostok.

Насколько полезны подобные мероприятия?
Стратегическая сессия - без всяких сомнений, полезное упражнение как для нас – акционеров, так, думаю, и для управленцев компании. Ведь большую часть времени каждый из нас сидит «в своем окопе». Поэтому необходимо время от времени «высовывать голову», отвлекаясь от сиюминутных сюжетов, чтобы посмотреть на ситуацию в целом. Логично приурочивать такие моменты к началу бюджетной кампании. В управляющей компании «Бэринг Восток» тоже проходят подобные совещания, где у нас есть возможность изучить состояние дел не только по своим, но и по другим проектам. Это позволяет в очередной раз сверить часы и в процессе обсуждения найти самые эффективные решения.
Что касается программ, представленных топ-менеджерами Тепланта в этот раз, никаких особых сюрпризов я для себя не увидел, но это и к лучшему: все стратегии продуманны, аргументы вполне обоснованны и логичны. Ну разве что отмечу креативное, на мой взгляд, предложение по разработке игровых приложений для сайта компании.

Насколько стратегия руководства Тепланта относительно бюджета - 2016 совпадает с видением собственников?
До сих пор нам всегда удавалось понимать друг друга. Не вижу причин для смены этой традиции.
Главный вывод, который я бы сделал, - в 2016 году мы все продолжим жить в сложных рыночных и экономических условиях. Кредитные деньги по-прежнему дороги, масса кредитного тела Тепланта довольно существенна - мы только запустили новый завод в Тейкове… В условиях экономической нестабильности в стране одна из приоритетных задач – постоянно снижать кредитную нагрузку. Похоже, в будущем году этот сюжет останется приоритетным для нашего предприятия.
Жизнь показала, что тактика 2015 года, когда первое полугодие мы прошли, «затянув пояса», дала нам хороший результат. За счет своевременной оптимизации расходов, работы над себестоимостью и активизации коммерческого направления Тепланту удалось даже нарастить операционную прибыль.
В 2016 году есть смысл двигаться так же - в режиме максимальной бережливости прожить первое полугодие и уже в зависимости от результатов запускать новые проекты к началу сезона продаж. Конечно, речь не идет о программах первой необходимости - например, экономить на качестве мы не можем себе позволить.

2015-й стал, по сути, первым кризисным годом для российской экономики. Прошли ли мы дно кризиса или расслабляться еще рано?
Знаете, есть старая шутка про пессимиста и оптимиста. Пессимист говорит, что ситуация хуже некуда, а оптимист бодро возражает: «Есть, есть куда!». Это к вопросу о дне кризиса. Расслабляться сейчас – смерти подобно, как говорил классик. В бизнесе, в принципе, тот, кто расслабился, - кандидат на выбывание. Но я понимаю, о чем вы хотите спросить. Попробуем перевести ваш вопрос на язык экономики. С моей точки зрения, об определенном «расслаблении» можно говорить тогда, когда у компании появляются свободные заработанные деньги, которые можно расходовать по выбору: возвращать акционерам в виде дивидендов, расширять производство, скупать конкурентов и т.п. У нас же пока такого выбора нет. Нам нужно дальше загружать Теплант-Иваново и наращивать рыночную долю, да и конкуренты не дремлют. Рынок сужается, значит, борьба будет еще обостряться.
  
Как в целом вы оцениваете результаты работы Тепланта в 2015 году? Какие наиболее значимые достижения или проекты 2015 года вы бы отметили?
Минувший год не прошел даром. С моей точки зрения, главное достижение – стабилизация производства минеральной ваты на МВП-2. Если раньше мы производили ваты столько, сколько могли (нам даже приходилось время от времени закупать вату на стороне), то теперь мы фактически «расшили» это узкое место – теперь мы производим столько, сколько требуется. И даже продаем наш утеплитель другим производителям сэндвич-панелей. В этом заслуга команды Николая Рассадина.
Теперь встает вопрос об удельных показателях – чем выше нам приходится держать плотность для обеспечения требуемой прочности, тем больше расход материалов, а следовательно, и себестоимость. Так что я буду постоянно отслеживать продвижение в этом направлении – это задача, прежде всего, для Александра Старагина.
Еще одна победа – вывод тейковской площадки на нормальную мощность.
Вызывает оптимизм динамика продаж в Казахстане – это заслуга команды Александра Андреева.
Не могу не отметить работу PR-службы – в непростых условиях бюджетных ограничений наша компания выглядит в медиапространстве весьма достойно. Особо хочется отметить работу с сайтом – он действительно превращается в рабочий инструмент. Уверен, что команда Натальи Цветковой продолжит работу в этом направлении, усилив отраслевую аналитическую составляющую.
В минувшем году состав руководства предприятия претерпел серьезные изменения – Майкл Свейре и Александр Акифьев покинули компанию. Но Елена Зеленцова и Валерий Ратанов успешно приняли эстафетную палочку.
Из финансовых итогов (пока промежуточных) отмечу, что мы стали более эффективно использовать свой рабочий капитал, что позволило высвободить определенные средства и погасить кредитов больше, чем если бы мы гасили их только из прибыли.
Изменилась структура руководства компании – на Тепланте появился новый директор по логистике и закупкам Андрей Остапук. Мы возлагаем на него большие надежды. Сменилось руководство департамента по работе с персоналом – мы надеемся, что большой проект по реформированию системы мотивации будет доведен до конца.
Нельзя не вспомнить прошедший весной этого года функциональный аудит. Это, конечно, была достаточно болезненная процедура, однако мы, акционеры, считаем, что в целом это была полезная работа. Надеемся увидеть рекомендации функциональных аудиторов в планах на будущий год.

Стоит ли ожидать изменений в кадровой политике: сокращения персонала одних подразделений или усиления других?
Здесь мы полагаемся на компетентность руководителей предприятия. Из Москвы вряд ли можно оценить то, что видно на месте. Мы всегда готовы обсуждать и делиться опытом других наших компаний, но, на мой взгляд, инициатива в этом вопросе должна исходить не от нас.
  
В этом году было много сделано в области модернизации производства. Продолжится ли эта кампания в следующем году?
Мне кажется, сейчас мы можем немного подождать с какими-то новыми масштабными проектами по модернизации мощностей – давайте выведем на проектную мощность все то, что у нас есть, включая Теплант-Иваново и МВП-2 (имею в виду удельные показатели). Но локально модернизация будет продолжаться – назову для примера установку пилы для получения «легкой» ваты.

Какой будет судьба инвестиционного проекта «Теплант-Иваново»?
У нас есть разные варианты дальнейшего развития этого предприятия с учетом больших резервов по площадям и инфраструктуре. Обсуждаются и установка линии окраски, и линии PIR/PUR (как вариант – специального модуля, место для которого предусмотрено на первой линии), и минватное производство. Однако, пока экономическая ситуация не меняется, мы не форсируем эти проекты. Ближайшая задача – полная загрузка работающей линии за счет расширения потока заказов, географически ориентированных на Тейково.
  
Фонд «Бэринг Восток» инвестирует проекты в самых разных областях. Как протекает кризис там? Есть ли различия в стратегиях других бизнесов. Может, есть удачные примеры, которые нам стоит применить у себя?
Мы стараемся выбирать для инвестиций сильные компании с сильными командами управленцев, поэтому каких-то катастроф с нашим портфелем, к счастью, мы пока не видим. Отдельные компании показывают замечательные результаты даже в условиях кризиса, например, AVITO или «Семейный доктор».
Раскрыть «волшебные три карты», увы, не смогу – разные отрасли сильно отличаются друг от друга. Между бизнесами, ориентированными на частных клиентов (как два названных примера), и бизнесами, подобно нашему Тепланту, ориентированными на корпоративных клиентов, слишком серьезная разница. Во втором случае мы оказываемся во многом заложниками сложностей, которые возникли не у нас, а у наших заказчиков – кому-то срезали бюджетное финансирование, кому-то не дали банковских кредитов… С другой стороны, и в жилищном строительстве, ориентированном на частных клиентов, ситуация непростая. Кризис – он для всех кризис…
Остается надеяться на то, что изначально правильная стратегия и сильный менеджмент позволят нам успешно пройти нынешние испытания и остаться на плаву, выигрывая время и уменьшая кредитную нагрузку. В конце концов, это не первый кризис на нашей памяти. По опыту прошлых лет мы знаем: тот, кто сумел вовремя «стиснуть зубы», в кризис даже улучшил свои позиции за счет тех конкурентов, кто этого сделать не смог и «выпал из авоськи». Как говорится, остается выбрать, на какой стороне окажемся мы!

12853
 
Рассчитать стоимость